Планируя запуск бизнеса по продаже товаров на маркетплейсах, кыргызские предприниматели часто забывают о том, что продукция должна быть сертифицирована и иметь товарный знак. Откладывание этих вопросов на потом может привести к тому, что владельцу бизнеса придется выплачивать крупный штраф. Даже продажа товаров малоизвестных брендов может обернуться большой проблемой и обвинением в хищении чужой интеллектуальной собственности. Собственный товарный знак тоже нужно регистрировать, чтобы другие продавцы не копировали его. Поэтому правила и требования маркетплейсов к продвигаемой продукции следует изучать заранее.
Что входит в понятие товарного знака
Товарный знак — это обозначение в виде символов и надписей, которое используется для регистрации продукции. Товарный знак помогает различать изделия и услуги одних юридических и физических лиц от других. В Кыргызской Республике допускается создание товарного знака с использованием словесных и изобразительных форм. Словесные формы могут быть представлены в виде предложений, словосочетаний, отдельных слов и букв. Изображения могут демонстрировать живых существ, предметы, явления природы, композиции, фигуры, пятна и линии. Цветовое сочетание товарного знака может быть любым.
Согласно законодательству Кыргызстана, торговый знак может быть зарегистрирован как на юридическое лицо, так и на физическое. Такой знак относится к объекту интеллектуальной собственности, поэтому использование чужого знака может грозить гражданину административной и даже уголовной ответственностью. Маркетплейсы четко следят за использованием товарных знаков и предъявляют жесткие требования на этот счет. Руководство торговых площадок старается предотвратить подобные противозаконные ситуации и избежать обязанности выплачивания штрафов за продавцов.
Что нужно для регистрации товарного знака
Чтобы зарегистрировать собственный товарный знак, сначала стоит проверить его на уникальность. Иногда случается так, что придуманное название уже существует и тогда приходится разрабатывать новый знак. Проверить знак на уникальность можно на сайтах юридических фирм или обратившись за помощью к специалисту по патентам. Патентный поверенный сравнивает новый товарный знак с уже имеющимися и с теми, которые находятся в стадии прохождения регистрации. Обычно эта процедура занимает не более 15 дней.
После патентной проверки, когда предприниматель убедился в уникальности своего знака, можно переходить к следующему шагу. Это оплата государственной пошлины. Сумма пошлины будет зависеть от того, сколько знаков регистрируется. Приблизительная сумма оплаты составит от 13 тысяч сомов. Квитанцию на оплату можно получить в любом банке, который принимает госпошлины или самостоятельно распечатать документ на сайте Кыргызпатента.
Затем следует заполнить заявку на регистрацию товарного знака и отнести ее в Кыргызпатент. Рассматриваться заявка будет не быстро, но не более, чем 12 месяцев. Документы, которые нужны для регистрации товарного знака — это само заявление, личные данные заявителя, сведения об организации, контактные данные и местонахождение компании, перечень имеющихся товаров и услуг и квитанция об уплате госпошлины.
После того, как товарный знак зарегистрируют, ему присвоят индивидуальный номер и занесут его в Официальный бюллетень. Свидетельство о регистрации товарного знака выдается предпринимателю на 10 лет. По истечении этого срока бизнесмен сможет продлить длительность действия свидетельства.
Отказ от регистрации товарного знака может привести не только к растратам в виде крупного штрафа, но еще и к потере прав на продукцию. В таком случае предприниматель не сможет легально осуществлять коммерческую деятельность, а еще потратит немало денег на судебные разбирательства.
Зачем нужна сертификация продукции
Сертификация товаров нужна для того, чтобы подтвердить, что качество отечественных и импортных изделий соответствует нормам, установленным на территории Кыргызстана. Стоит отметить, что сертифицировать нужно не всю продукцию. Существует ряд товаров, которые обязательны к сертификации, если эти изделия попадают на маркетплейсы:
- продукты питания;
- пищевые добавки и витамины;
- женская, мужская и детская одежда;
- обувь;
- текстильные изделия (полотенца, постельное белье и другое);
- детские товары и игрушки;
- изделия из натуральной и искусственной кожи (сумки, кошельки, визитницы, картхолдеры, чехлы для документов);
- мебель для дома и офиса;
- косметическая и парфюмерная продукция;
- бытовая техника, электроника, комплектующее для ПК;
- изделия индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, халаты, костюмы);
- средства для тушения пожаров;
- оборудование и материалы для строительства и ремонта детских площадок.
Однако, не стоит пытаться самостоятельно определить, попадает ли в этот список продукция и нужно ли ее сертифицировать. Некоторые материалы, используемые в производстве тех или иных вещей, могут относиться к тем, которые нуждаются в сертификации. Лучше обратиться за услугой в специальные организации и центры сертификации, где выдаются соответствующие документы для перепродажи товаров на маркетплейсах. Кроме того, после получения документов о сертификации, предпринимателю нужно будет зарегистрироваться в системе «Честный знак». Это цифровая маркировка, которая гарантирует подлинность товаров и их качество покупателям.
Если товар все же относится к той категории, которая не подлежит обязательной сертификации, то понадобится оформить отказное письмо, означающее то, что сертификат качества не нужен. Оформить отказное письмо можно для таких изделий, как чехлы для телефонов, канцелярия, аксессуары для ухода за лицом и бритья, бижутерия, зонты, селфи-палки, подставки для телефонов и планшетов и прочее. Но стоит иметь ввиду, что отказное письмо не выдается физическим лицам. Его могут получить только люди, на чье имя оформлена организация или которые имеют статус индивидуального предпринимателя.
Как работать с товарными знаками на маркетплейсах
У всех площадок есть свои требования на счет сертификации продукции и наличия торгового знака, где-то требования жестче, гд-то слабее. Следует максимально вдумчиво и не торопясь читать все документы, которые подписывает предприниматель при заключении сотрудничества с той или иной платформой. Иногда в тексте могут встречаться интересные и не совсем понятные для обычного человека пункты. Например, в подобных договорах часто прописывают правила поведения продавца в случае нарушения им правил использования товарного знака. Такие ситуации могут закончиться для селлера не самым лучшим образом — выплатой огромного штрафа и возмещением издержек по судебным разбирательствам.
Wildberries
Этот маркетплейс отличается довольно лояльными правилами в отношении новых партнеров и их прав на используемые товарные знаки. Свидетельство о регистрации товарного знака не требуется при подаче заявки и регистрации. Оформить все недостающие документы можно позже. Но если продавец все же незаконно использует чужой знак и этот факт рано или поздно всплывет, селлеру придется предоставить необходимые документы — торговый знак или отказное письмо. Если бизнесмен не сможет показать сертификаты в течение 7 рабочих дней со дня получения требования, его ожидает долгая и неприятная судебно-разбирательная ситуация.
Стоит отметить, что на Wildberries часто случаются ситуации, когда конкуренты всеми способами пытаются устранить соперника. Недоброжелатель может отправить жалобу на продавца, обвинив его в том, что предприниматель незаконно использует чужой торговый знак. В таком случае администрация площадки не в праве игнорировать обращение и будет требовать предоставления всех необходимых сертификатов и других документов. Тем, у кого документы в порядке, а сертификаты соответствия и товарный знак зарегистрированы официально, бояться нечего.
Бывают ситуации, когда два официально зарегистрированных товарных знака имеют много схожего и один из владельцев бизнеса, подавая жалобу, расценивает это как плагиат. В таком случае руководство Wildberries запрашивает подтверждающие документы у обеих сторон конфликта. Тот предприниматель, который подал заявку раньше, будет иметь приоритет. А карточки товаров потенциального нарушителя, скорее всего, будут заблокированы до выяснения обстоятельств.
Ozon
На этом маркетплейсе тоже можно зарегистрироваться в качестве продавца, не имея при этом товарного знака. Но администрация площадки с особой тщательностью следит за соблюдением правил. Поэтому нужно быть готовым к тому, что сразу после регистрации от продавца потребуют предоставить и сертификаты, и сведение о регистрации товарного знака в течение 3 рабочих дней. Если по прошествию 3 дней документы не будут загружены в личный кабинет, магазин продавца на Ozon заблокируют без возможности восстановления.
Также администрация маркетплейса незамедлительно блокирует товарные карточки селлера, если поступает жалоба от представителя бренда. И даже если окажется так, что продавец не виноват, а жалоба впоследствии будет признана необоснованной, это никак не влияет на действия администрации. Если есть жалоба — блокировка будет незамедлительной.
Жесткая политика соблюдения прав на Ozon предполагает предоставление документа о возможности перепродавать товар чужого бренда, если продавец выступает в роли дропшиппера. Также реселлер будет обязан показать гарантийное письмо производителя товаров, чтобы подтвердить соответствующее качество, договор купли-продажи с правообладателем бренда и дистрибьюторский договор.
AliExpress
Руководство этого интернет-магазина следит за соблюдением кыргызских законов, но не так тщательно, как вышеперечисленные площадки. При регистрации личного кабинета на AliExpress предоставления документа о регистрации товарного знака не требуется. Но в форме регистрации предпринимателю придется указать подробную информацию об организации: название, регистрационный номер и другие сведения.
Отдельно стоит отметить правила площадки по поводу упоминания названий чужих брендов. При заполнении карточек товаров нужно быть предельно аккуратным. Нельзя использовать названия фирм даже в ключевых фразах для продвижения позиций, это может быть расценено как плагиат. Правда, на этот счет имеются некоторые исключения. Продвигая чехлы для телефонов, в описании и характеристиках можно использовать названия известных брендов, чтобы покупатели могли понять, для какого смартфона подходит данная модель чехла.
Однако, несмотря на лояльные правила для продавцов, работать с AliExpress сложнее, чем с другими маркетплейсами. Если товары будут доставляться не только на территорию Кыргызстана, но и в другие страны, то селлеру придется регистрировать международный товарный знак. Может оказаться так, что при перевозке посылок за границу предприниматель столкнется с тем, что его зарегистрированный товарный знак очень схож с другим иностранным знаком. Тогда селлер вынужден будет выплачивать компенсацию за нарушение законодательства. А в худшем случае товар конфискуют и утилизируют.
Если продавец умышленно нарушит правила площадки AliExpress и воспользуется чужим товарным знаком при ведении коммерческой деятельности ради получения прибыли, то его личный кабинет будет навсегда заблокирован. И кроме того, от нарушителя потребуют выплатит штраф в размере 126 тысяч сомов.
Подводя итоги
Во время запуска собственного дела и открытии бизнеса по продаже товаров на маркетплейсе, следует уделить внимание некоторым вопросам, которые на первый взгляд могут показаться не особо важными. Регистрация собственного товарного знака, получение сертификатов качества продукции, составление отказного письма - все это может оказаться очень важным при возникновении проблемных ситуаций. Чтобы не тратить личное время и силы на бюрократические формальности, можно воспользоваться услугами частных специалистов, патентных поверенных и специальных агентств. Регистрация товарного знака дает определенные преимущества, которые предприниматель сможет оценить уже в будущем. Это защита своего труда и интеллектуальной собственности, возможность запуска франшизы, экономия времени и исключение неприятных ситуаций при работе с маркетплейсами.