Социальные сети уже давно перестали быть просто площадкой для общения. Платформы, которые изначально создавались лишь для обмена мнениями, просмотра видео, прослушивания музыки и переписки с друзьями, теперь являются еще и инструментом для продвижения бизнеса. Рекламировать и успешно продавать товары и услуги в социальных сетях может практически любой предприниматель, независимо от того, какой бизнес он ведет: в онлайн или в оффлайн-пространстве. Так, с помощью самой популярной социальной сети в странах СНГ «ВКонтакте» можно активно вести продажи, не имея собственного сайта. Платформа удобна тем, что ее функционал позволяет быстро и легко создавать бизнес-сообщества, добавлять карточки товаров и настраивать функцию приема платежей. Кроме того, 88,2% пользователей «ВКонтакте», по статистике, входят в число платежеспособной аудитории. Но чтобы продвигаться и продавать товары эффективно, нужно знать о некоторых особенностях этой соцсети.
Какие товары хорошо продаются «ВКонтакте» и на что обратить внимание
Несмотря на то, что ежемесячная аудитория платформы составляет около 72,5 миллионов человек и большинство посетителей попадают в категорию граждан со средним и высоким доходом, не все товары продаются здесь хорошо. Успех продаж зависит не только от специфики бизнеса, но и от предпочтений целевой аудитории. Если ниша достаточно узкая, то найти потенциальных клиентов во «ВКонтакте» предпринимателю будет сложно, так как придется подключать дополнительные платные инструменты для исследования потребителей.
Поэтому прежде чем запускать продажи в этой социальной сети, необходимо убедиться в том, что здесь действительно присутствуют потенциальные покупатели, которым может быть интересно определенное торговое предложение. Это нужно для того, чтобы бизнесмен мог оценить уровень рентабельности продвижения «ВКонтакте» и минимизировал риски финансовых потерь. Как утверждают эксперты, лучше всего «ВКонтакте» продвигаются те продукты, которые рассчитаны на широкую аудиторию и не относятся к категории дорогостоящих товаров.
Продажа недорогих товаров в розницу
К этой категории относится одежда, обувь, продукты питания, товары для животных, детские игрушки и принадлежности, товары для садоводов, недорогая бытовая техника и гаджеты, косметика. Такую продукцию легко продавать в том случае, если маркетинговая стратегия и воронка продаж выстроены грамотно. Также важно иметь сильное преимущество перед конкурентами, потому что часто люди приобретают изделия определенной фирмы из-за личных предпочтений или под влиянием рекламы.
Если у предпринимателя в числе прямых конкурентов есть крупные компании, которые могут позволить себе тратить на рекламу миллионные бюджеты, то вряд ли стоит рассчитывать на большой успех в бизнесе. Известные бренды используют все виды продвижения: контекстную и таргетированную рекламу, SMS-рассылки и email-маркетинг, наружную баннерную рекламу и медийную. Благодаря такому масштабному воздействию потребитель не особо задумывается над тем, где он будет покупать продукты — он просто пойдет в тот магазин, который постоянно у него на слуху.
Необычные товары, благодаря которым покупатель испытывает сильные эмоции
Изделиями, которые быстро набирают популярность, как правило, хотят обладать большинство покупателей. Поэтому, занимаясь продажей трендовых товаров, можно неплохо заработать. Это могут быть современные детские игрушки, о которых рассказывают блогеры. Примерами таких изделий являются плюшевые монстры Хаги Ваги и Киси Миси, уточка Лалафанфан, танцующий кактус, говорящий хомяк и различные антистрессы. При реализации таких товаров предприниматели делают ставку на новизну и необычность изделия. Различные кухонные приспособления и облегчающие быт товары тоже попадают в эту категорию.
Но не так-то просто следить за тенденциями. Тренды имеют свойство стремительно появляться и также быстро исчезать. Поэтому при закупке большой партии популярных товаров следует изучать динамику спроса и анализировать поведение покупателей. Если тренд начал угасать, скорее всего, в скором времени товар перестанет быть популярным и сильно упадет в цене. При таком раскладе бизнесмен рискует остаться без прибыли, да еще и с большой партией невостребованного товара.
Чтобы следить за трендами в торговле, рекомендуется пользоваться платными и бесплатными сервисами для отслеживания популярности и спроса на изделия:
- trendwatching.com;
- explodingtopics.com;
- meetglimpse.com;
- trends.co.
Также периодически можно посещать такие сайты, как:
- alibaba.com;
- oberlo.com;
- tradekey.com;
- globalsources.com;
- made-in-china.com;
- aliexpress.com.
Инфопродукты
В данном случае речь идет о продуктах, которые не относятся к физическим товарам. Обычно, инфопродукты продвигаются от имени эксперта, который имеет определенные знания и опыт в какой-либо сфере жизни. Это может быть онлайн-консультация астролога или нумеролога, уникальный чек-лист или гайд по похудению, разработанный нутрициологом, онлайн-журнал с рекомендациями стилиста и готовыми образами на разные случаи жизни. Также сюда можно отнести продажу электронных книг, мини-курсов, видеоуроков, полезных вебинаров, чек-листов и инструкций.
Продвигать инфопродукты несложно, если правильно донести до аудитории ценность предложения. Демонстрировать уровень экспертности автора, аккуратно, но точно давить на боли потенциальных покупателей, использовать гипновставки (показывая, как может измениться жизнь клиентов в лучшую сторону после покупки) и давать определенную пользу читателям с помощью правильно подобранного контента — без выполнения этих действий продавать на высокие чеки в соцсетях не получится. А еще очень важно завоевать доверие пользователей и стараться не терять его, иначе это сделает другой эксперт.
Обучающие онлайн-курсы
Бум на онлайн-образование начался в 2020 году и с тех пор популярность обучающих курсов не снижается, а только растет. Люди поняли, что для получения недостающих им навыков и обретения новой профессии не обязательно 5 лет учиться в институте, а онлайн-обучение вполне можно совмещать и с основным видом деятельности. Пользователи «ВКонтакте» активно покупают курсы как для взрослых, так и для детей. Тематика и направление может быть любым: курсы по кройке и шитью, кулинарные мастер-классы для кондитеров, обучение востребованным специальностям (программисты, дизайнеры, тестировщики). Дистанционное основное и дополнительное образование сейчас тоже востребовано: подростки активно изучают английский, посещают онлайн-уроки рисования.
Чтобы доход с продажи онлайн-курсов был стабильным и достойным, важно не только предоставить покупателям качественный материал, но и создать такой продукт, который будет пользоваться спросом. Поэтому прежде чем записывать обучающий онлайн-курс, нужно уделить особое внимание исследованию целевой аудитории. А еще важно изучить рынок в целом, чтобы оценить предложения конкурентов и сравнить цены других онлайн-школ на данный продукт. Полученные данные нужно учитывать при создании курса и в процессе запуска рекламной кампании — это поможет предпринимателю понять, что он продает не товар или услугу, а решение проблемы для клиента.
Услуги различного характера
Оказывать услуги можно как в онлайне, так и в офлайне. И независимо от специфики бизнеса, успешно продвигать этот вид деятельности можно в социальной сети «ВКонтакте». Ведение групп, раскрутка и продвижение брендов, написание статей и постов на заказ, создание и настройка рекламных кампаний на различных площадках, разработка сайтов и дизайнов — это лишь малая часть онлайн-услуг, которые хорошо продвигаются в социальной сети. Но просто рассказывать пользователям об услугах недостаточно. Необходимо выстроить такую стратегию, при которой экспертные посты будут чередоваться с полезными и развлекательными. Важно, чтобы людям было интересно следить за обновлениями эксперта, можно добавить немного личного контента. В современном мире люди покупают у людей, поэтому иногда можно быть не слишком серьезным и показать клиентам, что этот специалист - такой же человек, как и они, со своими слабостями, привычками и особенностями.
Продвижение офлайн-бизнеса
Локальный бизнес при правильном подходе тоже можно раскрутить. Доставка еды на дом, шиномонтаж, станция техобслуживания, ремонт квартир, грузоперевозки, кафе, ресторан, фитнес-центр, магазин по продаже строительных материалов — во «ВКонтакте» есть все необходимые инструменты для качественного продвижения офлайн-бизнеса. На этой платформе можно разработать чат-бот, подключить сервис рассылок, эти помощники будут автоматически обрабатывать заявки и оповещать клиентов о готовности их заказа. Таким образом можно снизить нагрузку на менеджеров, избавив их от рутинной работы. При продвижении локального бизнеса важно везде указывать регион и город, если это заказ продуктов — обязательно информировать клиентов о радиусе доставки, чтобы не возникло неловких ситуаций.
Организация мероприятий
Для продвижения event-бизнеса отлично подходят социальные сети, в том числе, «ВКонтакте». Организация экскурсий, свадеб, выездных корпоративных тимбилдингов, также услуги фотографа, видеооператора, декоратора и ведущих — все это отлично вписывается в данную категорию. Благодаря социальной сети можно легко выстроить процесс взаимодействия с клиентами: публиковать фото и видео с мероприятий, делиться отзывами и кейсами, запрашивать обратную связь от покупателей, устраивать интерактивы на своей странице и вовлекать подписчиков в обсуждение. В данном случае тоже действует модель C2C, при которой покупатель приобретает товар или услугу непосредственно у продавца, и посредники здесь отсутствуют. Делать ставку нужно именно на это: создавать контент для людей, обращаться к подписчикам и максимально взаимодействовать с ними.
Туристические путевки и аренда недвижимости
Туристические агентства и частные предприниматели, которые сдают гостевые дома и комнаты для путешественников, могут легко привлечь заинтересованных подписчиков в свои социальные сети и успешно продавать свои услуги. Так уж сложилось, что потребители, прежде чем купить туристическую путевку или забронировать номер в гостевом доме, открывают интернет и начинают искать отзывы, изучать сайт и соцсети предпринимателя. И живой аккаунт иди бизнес-сообщество в социальных сетях в этом случае вызывают больше доверия, чем наличие сайта. Людям важно убедиться в том, что их не обманут и они проведут свой отпуск в номере с хорошими условиями. Поэтому предпринимателям из сферы туризма обязательно нужно рассказывать о своем бизнесе во «ВКонтакте».
Что еще следует знать о продажах во «ВКонтакте»
Чтобы раскрутить бизнес-сообщество или личную страничку «ВКонтакте», особых усилий и знаний не требуется. На просторах интернета можно найти кучу бесплатных советов по оформлению группы, созданию контент-плана и оформлению товарной витрины. Настроить полезные виджеты и подключить платежную систему сможет даже неопытный пользователь: на платформе много подробных и понятных инструкций, к тому же, соцсеть считается интуитивно понятной, поэтому особых проблем с техническими моментами возникнуть не должно.
Однако, не все предприниматели уделяют должное внимание общению с клиентами, а ведь это одна из самых важных составляющих в бизнесе. Чтобы пользователи не отписывались от обновлений бренда, а лояльность и доверие покупателей было на должном уровне, следует знать о некоторых правилах общения с подписчиками в соцсети:
- Реагировать быстро. Отвечать на сообщения и комментарии пользователей нужно как можно быстрее. В современном мире покупатели не будут долго ждать ответа и уйдут к конкуренту. Поэтому скорость реакции может стоить предпринимателю прибыли. Если у бизнесмена нет возможности самому отвечать на обращения, можно нанять специального сотрудника-менеджера или настроить автоматический чат-бот, который будет обрабатывать заявки без участия оператора.
- Проявлять вежливость. Некоторые пользователи соцсетей не всегда ведут себя адекватно. К тому же, покупатель может расстроиться из-за доставки некачественного товара или поврежденной упаковки. В любом случае, не нужно отвечать грубостью на грубость — это только навредит репутации компании. Следует всегда проявлять терпение, быть максимально вежливым в общении с подписчиками, стараться найти выход из сложных ситуаций.
- Стараться доносить информацию максимально точно и понятно. При диалоге с потенциальным покупателем важно отвечать на все его вопросы, при этом если информация тяжело доходит до человека, нужно постараться объясниться более простыми словами. Такое часто случается в нишах, где торгуют технически сложными продуктами или товарами, в описании которых присутствуют специфичные слова. В таком случае следует давать разъяснения, если человек не понимает, что ему пытаются продать, то вряд ли он это купит.
- Не быть навязчивым. Как показывает статистика, слишком частая рекламная рассылка вызывает раздражение у пользователей и желание нажать кнопку «Отписаться». Не стоит пытаться давить на клиента и при первом взаимодействии, важно выстраивать контентную воронку, чтобы прогревать подписчика постепенно и не предлагать купить продукт сразу же.
- Давать клиентам приятные бонусы. Покупатели привыкли к регулярным акциям, скидкам, и уже не хотят приобретать товары по обычной цене. Но если не дать клиенту никакой плюшки, он может уйти к конкуренту. Поэтому, помимо распродаж можно давать людям другие приятные бонусы. Например, промокод со скидкой на определенные категории товаров, бесплатная доставка, оплата после примерки, подарочный сертификат ко дню рождения или другому празднику. Важно показать клиентам, что бренд заботится о своих покупателях.
Коротко о главном
Продвижение товаров и услуг в социальной сети «ВКонтакте» может быть довольно перспективным и к тому же, несложным. Функционал платформы позволяет реализовывать множество бизнес-идей, включая создание бесплатного сайта на основе сообщества. Рекламный кабинет «ВКонтакте» позволяет настраивать рекламу максимально точно, на аудиторию с определенными интересами и точным местоположением, что открывает широкие возможности и для продвижения локального бизнеса. Но даже если ведение бизнес-сообщества в соцсети приносит стабильный доход и обеспечивает приток постоянных клиентов, это не означает, что можно расслабляться. Всегда нужно работать над привлечением новой аудитории, повышением качества оказываемых услуг и сервиса и созданием качественного, интересного и релевантного контента.