Любой предприниматель, когда начинает вести коммерческую деятельность на маркетплейсах, хочет, чтобы его товар был востребованным и популярным. Для успешного продвижения на торговых площадках, в частности, на Ozon, важно найти надежных поставщиков, которые будут снабжать интернет-магазин качественными товарами постоянно и не срывая поставок. Подбором торговых партнеров придется заниматься не только на старте запуска бизнеса, но и на протяжении всей коммерческой деятельности. Чтобы заключить выгодное сотрудничество с поставщиками товаров, нужно знать, где искать производителей, по каким критериям выбирать контрагента и как правильно вести переговоры.
Как искать поставщиков в Кыргызстане
Кыргызстан всегда славился легкой промышленностью и не зря. Здесь можно найти производителей детской, мужской, женской одежды, а также фабрики, которые занимаются пошивом постельного белья, полотенец и других видов изделий для дома. Текстиль из Кыргызстана отличается высоким качеством. Поэтому для тех предпринимателей, которые специализируются на перепродаже одежды, сотрудничество с такими партнерами будет очень выгодным. Если постараться и найти такого производителя текстиля, который сможет поставлять качественный товар по приемлемым ценам, то маржинальность может составлять 300% и даже больше. А это — отличный показатель успешности бизнеса.
Найти производителей одежды и постельного белья в Кыргызстане не составит труда. В стране более 14 текстильных фабрик и более 900 швейных предприятий, большинство из которых расположено в Бишкеке, Оше, Караколе и Тарасе. В Республике производят хлопковое и шерстяное волокно, что позволяет стране занимать крепкую позицию в производстве недорогой и доступной одежды. Чаще всего предприниматели, торгующие текстилем, интересуются детской одеждой, изделиями для новорожденных, мусульманской одеждой, носочно-чулочными изделиями, вечерними нарядами, джинсами и продукцией для мужчин.
Чтобы найти контакты нужных фабрик, предприятий и выйти на менеджеров или ЛПР (лицо, принимающее решение), можно воспользоваться любым поисковиком: Яндекс, Google, Yahoo, Рамблер. Если поиск поставщиков в интернете вызывает сомнения, можно поспрашивать у знакомых, возможно кто-то из них поделится визитной карточкой предприятия или даст номер телефона/адрес фирмы.
Также можно прогуляться по рынку, чтобы взглянуть на товарный ассортимент и попытаться вычислить производителей. Но стоит действовать максимально аккуратно — если продавцы на рынке поймут, что перед ними стоит конкурент, то откажутся разговаривать. На рынке стоит вести себя, как обычный покупатель и попросить примерить ту или иную вещь. Во время примерки нужно обратить внимание на этикетку — на ней должна быть указана информация о фирме, которая отшивала изделие и, возможно, ее юридический адрес.
Стоит изучить окрестности близлежащих городов, если есть такая возможность. Но такому занятию придется уделить несколько дней. Зато такие поиски часто увенчиваются успехом и обеспечивают предпринимателя новыми контактами и полезными деловыми связями. В крупных городах Кыргызстана сосредоточено наибольшее количество швейных фабрик, и многие предприниматели стараются выйти именно на те предприятия, у которых товарооборот очень высокий. В последствии получается так, что продавцы одежды, конкурирующие между собой, предоставляют покупателям один и тот же ассортимент, что затрудняет продвижение интернет-магазина и усложняет жизнь предпринимателям. Но в маленьких городах тоже есть швейные предприятия, которые отшивают уникальные изделия. Нужно лишь проехаться по городским районам и больше обращать внимания на производственные объекты.
Как искать поставщиков в других странах
Несмотря на то, что на Ozon лучше всего продается электроника, бытовая техника, товары для творчества и аксессуары, обувь, товары первой необходимости, кометика и игрушки, одежда тоже входит в ТОП категорий, которыми активно интересуются покупатели. Также потребители часто приобретают на этом маркетплейсе товары для сада и дачи, медицинские изделия, в том числе витамины и БАДы, продукты питания, товары для спорта и активного отдыха, туризма, продукцию для животных. И если поставщиков одежды в Кыргызстане найти нетрудно, то с остальными позициями будет сложнее.
Чтобы закупить востребованный товар на выгодных условиях, можно поискать поставщиков в таких странах как Россия, Китай, Бангладеш, Тайвань, Индия, Южная Корея. Преимущество зарубежных поставщиков в том, что в соседних странах выбор категорий товаров гораздо больше, чем в Кыргызстане. Можно найти уникальные вещи и изделия, которых еще нет у конкурентов. Но также существует и ряд недостатков в таким сотрудничестве. Это языковой барьер, необходимость внесения 100%-ой или частичной предоплаты перед совершением заказа, возможные проблемы с таможенной службой, сложность в проверке поставщика на надежность. Когда предприниматель принимает решение о сотрудничестве с зарубежными контрагентами, он всегда идет на риск.
Чтобы не нарваться на мошенников или производителей, которые обманывают предпринимателей и отправляют товар низкого качества, который потом очень сложно продать, можно обратиться за помощью к посредникам: байерам или специальным агентствам. Посредники могут находиться как на территории Кыргызстана, так и в других странах. Некоторые из них оказывают помощь лишь в качестве переводчика, некоторые — предоставляют готовую базу проверенных поставщиков в зависимости от ниши, которая интересует продавца. Найти посредника для оказания помощи в вопросах сотрудничества с иностранными поставщиками можно на этом сайте: globerland.com.
Если у предпринимателя нет желания обращаться к посредникам и он желает все контролировать сам, тогда не лишним будет провести проверку в отношении будущего торгового партнера. Сделать это можно самостоятельно: забить в поисковик наименование фирмы, контактные данные поставщика и изучить отзывы, если они есть. Также можно посетить некоторые тематические форумы на просторах интернета, заглянуть в социальные сети и чаты в мессенджерах, где предприниматели обсуждают вопросы, связанные с организацией закупок из других стран. Но далеко не всегда можно так легко найти правдивую обратную связь об иностранных производителях. Некоторые отрицательные отзывы могут специально скрываться и удаляться, а положительные комментарии нередко бывают фальшивыми, заказными и проплаченными.
Как проверить нового поставщика
Недавно у предпринимателей появилась возможность проводить проверку незнакомых поставщиков. Различные сервисы предлагают такую услугу. Воспользоваться ей может каждый желающий, а проверить можно контрагента из любой страны. Вот список сервисов, где можно заказать платный анализ коммерческой деятельности производителя, посредника или поставщика:
- globerland.com;
- postavshhiki.ru;
- spark-interfax.ru;
- inspection.soex.ru;
- ircpci.com;
- реестр Open Ownership;
- международная база данных Europages;
- база данных Opencorporates.
Приобретение отчетов на специальных сайтах может стоить недешево, но это упрощает жизнь предпринимателю, освобождая его от лишних забот и экономит личное время. Некоторые сервисы предоставляют дополнительные услуги: представитель может лично посетить страну, в которой зарегистрирована деятельность поставщика, попасть на производство и предоставить подробный независимый отчет. Но если возможности заказать платную проверку нет, можно изучить иностранного контрагента самостоятельно. Для этого потребуется выполнить ряд последовательных действий:
- Попросить у представителя фирмы документы, которые подтверждают существование организации, где прописаны права и полномочия юридического лица.
- Запросить официальное подтверждение о законной деятельности организации на сайте Федеральной налоговой службы, в разделе «Налоговые администрации стран мира».
- Оставить заявку на получение справки с информацией о бизнесе поставщика на официальном сайте Торгово-промышленной палаты. Но следует знать, что получения такой справки придется ждать около 20 рабочих дней.
- Воспользоваться международной базой данных European Business Register.
- Выяснить, какие именно сотрудники имеют право действовать от имени фирмы и принимать решения.
- Постараться вычислить, сколько сотрудников работает в иностранной компании, по какому адресу находятся служебные и офисные помещения, есть ли у организации текущие и прошлые судебные разбирательства и по какой причине. Такие детали вряд ли окажутся полезными для предпринимателя, но в процессе поиска этой информации можно наткнуться на интересные подробности, которые компания возможно, хотела бы скрыть.
Также следует всегда сохранять переписки с иностранными агентами и не удалять никакие документы, которые были получены от поставщика. А еще стоит знать о таком важном моменте, как сертификат соответствия. Сертификат соответствия на определенные товары потребуется в том случае, если предприниматель из Кыргызстана собирается заключать сотрудничество с зарубежным поставщиком. Иногда бывает так, что у иностранного производителя нет такого сертификата. Отсутствие данного документа может негативно сказаться на деятельности продавца. Поэтому нужно быть готовым к тому, что сертификат соответствия придется делать самому предпринимателю, а это дополнительные расходы и длительное ожидание.
По каким критериям выбирать поставщика
Любой предприниматель знает, что чем больше поставщиков удастся найти, тем лучше для бизнеса. Когда есть из чего выбирать, то ассортимент онлайн-магазина на Ozon можно постоянно расширять и обновлять, предлагать покупателям новые интересные товары, которых нет у конкурентов. Чтобы не ошибиться и принять правильное решение, следует внимательно сравнивать прайс-листы и условия отгрузки и сотрудничества, прежде чем заказывать пробную партию изделий. Для упрощения сравнения можно задавать поставщикам уточняющие вопросы, которые помогут определиться с выбором поставщика/производителя:
- Стоимость изделия за одну единицу и стоимость целой товарной партии?
- Минимальное количество изделий в одной партии?
- Можно ли выкупать партию только одного вида товара или необходимо составлять сборочный заказ?
- Существует ли обязательный минимум для заказа товаров? Нужно ли делать заказы ежемесячно, чтобы не потерять накопленную скидку?
- Может ли поставщик предоставить необходимые сертификаты на продукцию?
- Какие условия существуют для доставки и отгрузки товаров?
- Предоставляет ли поставщик какие-то гарантии в отношении доставки, упаковки и сохранности груза?
- Какие существуют варианты оплаты? Есть ли возможность постоплаты или рассрочки?
- Какие условия нужно выполнить, чтобы получить фиксированную скидку на заказ?
- Часто ли у поставщика бывает привоз новых товаров? Как предприниматель может узнать о поступлении новинок и интересных, эксклюзивных моделей?
- Вовремя ли поставщик оповещает партнеров об изменении условий сотрудничества, корректировке цен в прайс-листе, приостановке или задержке поставок?
- Как можно обменять или оформить возврат бракованной продукции? Какие доказательства должен предоставить предприниматель, чтобы подтвердить наличие заводского брака?
Полученную информацию рекомендуется сразу же фиксировать и сохранять в каком-то документе, чтобы ничего не забыть и не упустить из виду. К тому же, занося данные в таблицу, предпринимателю будет проще ориентироваться среди предложенных условий, сравнивать цены, возможности и делать выбор в пользу наиболее выгодного сотрудничества.
Принципы работы с поставщиками
Начинающие предприниматели могут совершать ошибку, начиная сотрудничество с новым поставщиком сразу с оформления заказа. Но торопиться заказывать пробную партию не стоит, лучше пообщаться с производителем лично, чтобы выяснить все нюансы и важные детали. После знакомства рекомендуется оценить всех поставщиков по 5-балльной системе. Для этого нужно определить важные критерии для оценки: уровень цен, надежность контрагента, скорость доставки, наличие отсрочки платежа, предоставляемые гарантии. Напротив каждого критерия следует проставить оценку, затем высчитать средний балл, который и укажет на того поставщика, который является наиболее перспективным в данной ситуации.
Чтобы продвижение интернет-магазина на Ozon было максимально эффективным и быстрым, рекомендуется заключать сотрудничество сразу с несколькими поставщиками. Это нужно в первую очередь, для подстраховки предпринимателя: если один производитель не сможет в срок поставить товар, всегда должен быть запасной вариант. Работая одновременно с несколькими контрагентами, у бизнесмена появляется возможность выбирать наиболее выгодное торговое предложение, что позволяет сокращать расходы и экономить средства. Также при большом выборе производителей владельцы интернет-магазинов могут постоянно расширять ассортимент товаров, вычислять трендовые изделия и делать упор именно на те позиции, которые пользуются наибольшим спросом.
Начинать предпринимательскую деятельность в плане торговли на Ozon следует с выбора местных производителей: с поставщиками из Кыргызстана договориться легче, в этом случае отсутствует языковой барьер и другие сложности (долгая доставка, таможенные вопросы). Чтобы начать сотрудничать с местными производителями, не требуется особых навыков и знаний, а продажи можно запустить быстро, буквально за несколько дней. Также стоит учитывать определенный процент риска в работе с зарубежными поставщиками, особенно если производитель пока не проверенный. Не стоит направлять все средства в закупку иностранных товаров, основную часть следует оставлять для товаров местного производства.
Коротко о главном
Чтобы не ошибиться в выборе поставщика для Ozon, в первую очередь, нужно учитывать специфику площадки и интересы покупателей. Прежде чем производить тестовый закуп товаров, нужно изучить целевую аудиторию маркетплейса: что за потребители здесь обитают, какой у них социальный статус, какие у них финансовые возможности, какими позициями они интересуются и какой уровень цен для них приемлем. Чтобы действительно изучить аудиторию, а не тыкать пальцем в небо, рекомендуется воспользоваться специальными сервисами, такими как Anabar, MoneyPlace, MPStats, LikeStats, Marketguru. С помощью этих программ можно узнать, какие категории товаров сейчас популярны, и соответственно, какие изделия имеет смысл закупать, чтобы успеть поймать волну и получить прибыль.
Успех коммерческой деятельности на маркетплейсах, в частности, на Ozon, зависит не только от правильно выбранного товара, но и от поставщика. Если предприниматель поспешит и не проведет сравнительный анализ, не изучит цены и отзывы производителей, он рискует потерять деньги и остаться с невостребованным товаром низкого качества, который реализовать практически нереально. Чтобы такого не допустить, следует ответственно подходить к поиску и выбору торговых партнеров. Не следует гнаться за сомнительной дешевизной, лучше потратить время на то, чтобы найти надежных поставщиков, которые заинтересованы в длительном и плодотворном сотрудничестве.