Предприниматели, работающие на маркетплейсах, имеют неограниченный выбор по форматам поставок от контрагентов до конечных потребителей: дропшиппинг, собственный склад, аутсорс, FBO, FBS, DBS. Выбор контрагента для обеспечения поставок нужно осуществлять под приоритетный формат, однако дополнительно стоит учитывать репутацию, выгоды, сроки и другие факторы, влияющие на стабильность ассортимента. Рассказываем об основных критериях и правилах, которые предприниматель должен учитывать при выборе поставщика для организации работы на маркетплейсе из Кыргызстана.
Критерий №1. Ценообразование
Выбору поставщика предшествует анализ среднестатистических оптовых цен на конкретные товарные группы. Необходимо предпринять следующие меры:
- провести исследование ставок, которые устанавливают популярные продавцы на маркетплейсе. Цены у региональных и международных поставщиков могут различаться, но зарубежные компании включают в них доставку и другие расходы;
- рассчитать возможную цену, по которой будет продаваться товар, для чего можно использовать внутренние инструменты от маркетплейсов и независимые калькуляторы ставок. Важно учитывать конкретный маркетплейс, на котором будут вестись продажи: площадки имеют индивидуальные условия, наценки и другие особенности ценообразования;
- загрузить прайс-листы поставщиков и провести сравнение ставок, а также дополнительных условий. Один контрагент предоставляет скидки, другой – нет, что влияет на финишную стоимость товаров;
- определить чистую прибыль продавца, из которой будут высчитаны комиссии, акции, логистика и прочие статьи расходов.
Нужно убедиться, что компания является оптовым поставщиком, а не пытается продать товары по розничной цене. Рекомендуется параллельно проводить анализ минимум 5-10 прайс-листов контрагентов, чтобы получить достоверный и актуальный результат. Каждого потенциального поставщика стоит рассматривать в индивидуальном порядке в комплексе с предлагаемыми условиями сотрудничества.
Критерий №2. Способы оплаты
Крупные продавцы могут позволить себе приобрести контейнер товаров со 100% предоплатой, что недоступно для мелкого и среднего бизнеса. Возможны следующие способы оплаты:
- предоплата. Продавец вносит всю сумму сразу до получения товара, но есть вариации, например, возможность приобрести малую партию продукции от 1-10 единиц, поэтому финансовая нагрузка становится менее высокой;
- рассрочка. Сумма, которая была потрачена на закупку товаров, разделяется на равные доли, которые продавец обязуется вносить по графику. Срок выплат может составлять от нескольких недель до 3-6 месяцев, но все зависит от объема партии, масштаба бизнеса и динамики продаж;
- отсрочка. Имеет схожие черты с рассрочкой, но предприниматель оплачивает товары после того, как продаст их (все или часть). На такие условия предпринимателю, который только начинает сотрудничество с поставщиком, не приходится рассчитывать: отсрочка доступна лишь для проверенных и старых бизнес-партнеров.
Для предпринимателей, которые не располагают бюджетом для закупки товаров, доступна дропшиппинг-модель: производитель, не желая заниматься сбытом, делегирует задачу партнерам. Последние должны иметь интернет-магазин, как независимый, так и на базе маркетплейса, или группу в социальных сетях. Розничный продавец в этой схеме посредник: он продает товары со своей наценкой, консультирует, принимает заказы и оплату, но доставкой и логистикой занимается прямой производитель. Средства на закупку товара не нужны, как и склад, но возможны претензии со стороны клиентов по поводу несвоевременной доставки, низкого качества и других проблем, на которые посредник не имеет влияния. Если бюджет ограничен и не хочется заниматься посредничеством, то лучше ориентироваться на поставщиков, которые продают товары небольшими партиями и не устанавливают высокую сумму для минимального заказа.
Способы оплаты: поставщик Парфюм-Опт Кыргызстан
Критерий №3. Организационно-правовая форма
Карт-бланш в вопросе сотрудничества имеют общества с ограниченной ответственностью: с ними готовы сотрудничать 99% контрагентов, предлагая выгодные условия. Предприниматель должен заранее уточнить, с каким типом компаний работает поставщик, чтобы не столкнуться с разочарованием на этапе заключения финишного договора.
Многие компании отгружают товары индивидуальным предпринимателям и даже частным лицам, выдвигая требования. Последние касаются минимальной суммы заказа, наценок и ставок. Например, общество с ограниченной ответственностью может получить прайс-лист с более низкими ценами, чем индивидуальный предприниматель, что обусловлено масштабными закупками и высокой надежностью таких компаний. Начинающему предпринимателю рекомендуется сотрудничать с контрагентами, которые не имеют жестких ограничений по организационно-правовой форме бизнес-партнера.
Критерий №4. Тип поставщика
На рынке представлены несколько видов поставщиков, условия сотрудничества и ставки которых различаются:
- прямые производители. Они устанавливают самые низкие цены, но заинтересованы преимущественно в крупном опте. Чаще всего работают с обществами с ограниченной ответственностью, не желая заниматься вопросами мелких закупок. Второй тип производителей – компании, организовывающие розничную сеть через дропшипперов;
- дистрибьюторы. Представляют интересы производителя или бренда как в стране, так и в регионе. Действуют согласно предварительно заключенному договору, устанавливают невысокие цены;
- оптовики. Речь идет о компаниях, которые приобретают товары у производителей или дистрибьюторов, после чего реализуют их розничным продавцам. Наценки у оптовиков самые высокие, но они готовы идти на уступки: отсрочка платежа, продажи от 1 единицы, быстрая доставка, иные. Взаимодействуют и с мелкими оптовиками, и с розничными потребителями, но прайс-лист для этих групп разный;
- посредники. Компании устанавливают сотрудничество с международными или региональными брендами, производителями. Налаживают коммуникацию между поставщиком и предпринимателем, занимаются логистическими вопросами и обеспечивают сохранность груза: услуга оказывается комплексно, что влияет на финишную стоимость продукции. Сотрудничество оправдано в случае, если товар редкий или пользуется спросом на маркетплейсе, но на территории Кыргызстана не продается, а закупать напрямую у производителя или дистрибьютора невозможно.
Сотрудничество с местными производителями и дистрибьюторами самое выгодное с точки зрения финансов, однако в регионе или стране ведения бизнеса товары могут быть не представлены. В этом случае хорошим решением станут оптовики, которые берут на себя обязательства по выкупу и дальнейшему распределению товаров от иностранных партнеров.
Принцип работы дропшиппинг-модели
Критерий №5. Выгоды, которые можно получить от поставщика
Контрагенты заинтересованы в привлечении надежных покупателей, которые будут заказывать товары на регулярной основе. Для стимулирования активности и демонстрации интереса к совместной работе поставщики внедряют:
- отсрочки платежей и рассрочки, доступные после первых успешных закупок;
- лимиты на количество товаров, которые продавец должен выкупить. Чем меньше партия, тем лучше, особенно для малого и среднего бизнеса;
- доступ к товарам с браком, уценкой и иными проблемами, существенно снижающими цену;
- акции и скидки для постоянных клиентов, а также бонусные программы;
- мерч и образцы товаров, а также пробники от производителя в дополнение к заказам. Особо актуально для продукции, которую потребитель хочет протестировать до покупки: косметические средства, бытовая химия, напитки, детское питание, иная;
- выгоды для клиентов, которые оформляют заказы на постоянной основе или вносят предоплату;
- сопровождение грузов, растормаживание и другие вопросы, которые возникают при заказе партии продукции из других стран.
Вариантов бонусов много, предприниматель должен выбрать те, которые являются приоритетными для его бизнеса. Важно зафиксировать все виды привилегий и условия их получения в договоре, что защитит права предпринимателя и не позволит поставщику отказаться от обещаний в перспективе.
Скидки для оптовиков: российский поставщик Vilatte
Критерий №6. Товары ненадлежащего качества
Производственный брак, истекшие сроки годности, некорректные характеристики – с этими и другими проблемами продавец обязательно будет сталкиваться. В стандартном режиме доля товаров ненадлежащего качества редко превышает 0,5-1%, что зависит от категории, однако предприниматель должен подстраховаться, оговорив условия с поставщиком. До начала сотрудничества стоит задать контрагенту следующие вопросы:
- Производит ли компания обмен товаров ненадлежащего качества?
- Будут ли возвращены средства, если оформить возврат?
- Контрагент возвращает 100% внесенных средств или часть, высчитывая из суммы дополнительные расходы?
- В какой срок выполняются процедуры?
- Кто оплачивает доставку?
Разные виды рисков заложены в стоимость товаров, но некоторые поставщики не хотят принимать обмен или возврат. Лучше отказаться от сотрудничества с подобными контрагентами, аналогично стоит поступить, если в процессе работы объемы товаров ненадлежащего качества будут расти, а от клиентов начнут поступать жалобы.
Критерий №7. Ответственность поставщика
Если на первых переговорах контрагент безапелляционно заявляет, что договора нет, возврата и обмена – тоже, то предприниматель должен насторожиться. Компании, не желающие нести ответственность за стабильное обеспечение магазина товарами и свои ошибки, не являются хорошими партнерами. Обязанности сторон фиксируются на уровне официального договора, поставщики отвечают за следующие нарушения:
- срыв сроков поставок, график которых был согласован заранее;
- неаргументированное и резкое повышение цен на продукцию для партнеров;
- отказ от скидок и условий, которые были обещаны предпринимателю изначально;
- поставка не тех товаров, которые были заказаны компанией;
- продукция с браком или повреждениями;
- упущенная предпринимателем выгода.
Нарушение договора влечет за собой неустойку. При обсуждении деталей и подписании документов нужно внимательно изучить «мелкий шрифт», в противном случае поставщик будет свободно изменять условия, ссылаясь на форс-мажоры и другие лазейки в документе. Перед визированием договор лучше согласовать с юристом, чтобы избежать проблем в будущем.
Условия обмена и возврата товаров: официальный сайт ShoppingLive
Каких ошибок стоит избегать при выборе поставщика для маркетплейса
- Ассортимент. Предприниматель должен убедиться в том, что ассортимент контрагента – разнообразный, а компания способна обеспечить прямые и быстрые поставки необходимого количества продукции.
- Репутация. Рекомендуется провести анализ репутационных факторов компании поставщика: независимые отзывы, партнеры, упоминания в прессе. Если негатива много и есть стабильные жалобы на проблемы, то лучше отказаться от сотрудничества.
- Качество продукции. До заключения договора продавец должен изучить образцы продукции, если контрагент не предоставляет их – закупить тестовую минимальную партию. Качество – основной приоритет, поэтому его нужно проверять.
- Документы. Поставщик должен располагать сертификатами, декларациями соответствия и другими документами на реализуемый товар. Наличие документов особо важно в случае, если речь идет о косметике, товарах для детей, продуктах питания.
В заключение
При выборе поставщика для маркетплейса предприниматель должен провести проверку ценообразования, организационных моментов и политики, касающейся обмена и возврата. Важно не просто изучать сайт контрагента, но и наладить с ним прямую коммуникацию, чтобы уточнить детали при личной или дистанционной встрече, а также получить возможность лоббировать интересы своего бизнеса. Рекомендуется запросить документы на реализуемый товар и сведения о компании, которая его производит или поставляет (посредник).
Если бюджет на закупку ограничен, то в приоритете минимальная сумма заказа, скидки и возможность получать товары на условиях дропшиппинг-модели. Сначала нужно рассматривать компании, работающие на кыргызском рынке, если необходимых предложений нет – искать международных поставщиков, готовых помогать с доставкой, растормаживанием и другими сопутствующими вопросами.