В 2021 году рост e-commerce-продаж составил 44%, в 2022 году тенденция усиливается. Создание собственного интернет-магазина – направление, обеспечивающее экономию (по сравнению с наземными точками продаж) и расширение каналов сбыта с помощью социальных сетей, маркетплейсов и других платформ. До открытия бизнеса нужно определиться с идеей, выбрать востребованные товары и решить, какие услуги будут предоставляться. Рассказываем, какой интернет-магазин лучше открыть в 2022 году в Кыргызстане, что выгоднее продавать и как решить организационные вопросы.
Какие товары можно продавать в интернет-магазине в 2022 году
Выбор правильной ниши определяет успешность проекта. Необходимо искать товары, которые представляют интерес для потенциальной целевой аудитории, имея ряд особенностей:
- высокая популярность на рынке, обеспечивающая постоянный сбыт. К таким группам можно отнести обувь и одежду, косметику, детское питание, продукты – то, что покупают регулярно;
- востребованность в узких сегментах аудитории, что помогает сформировать стабильную клиентскую базу и укрепить долгосрочное сотрудничество. Речь идет о продукции для профессиональной деятельности (лампы для маникюра, спецодежда, прочее), коллекций (книги, картины, статуэтки) или хобби (вышивка, рисование, лепка);
- товары стихийного спроса, которые быстро «загораются» и через время выходят из моды. Спиннеры, акулы из IKEA и другие схожие модели – хорошее решение для дополнительного, но не постоянного ассортимента;
- сезонная продукция. Товары имеют четкую привязку ко времени года, в определенные месяцы продаются очень активно: крем для защиты от ультрафиолетовых лучей – лето, шапки и детские утепленные комбинезоны – зима. В этом случае лучше делать ставку на комбинированный ассортимент или продукцию, которая в пик спроса обеспечит выручку, полностью покрывающую периоды простоя.
Анализ сезонности и уровня потребительского спроса выполняется с помощью исследования запросов, которые потенциальные клиенты используют для поиска товаров. Самые эффективные инструменты – планировщики Яндекс.Вордстат и Google Trends, в которых реализована сегментация по устройствам, странам и регионам, иным критериям. С помощью этих инструментов можно не только анализировать спрос, но и проводить сравнение в динамике или по разным каналам (картинки, YouTube, другое). Дополнительно можно использовать аналитические данные маркетплейсов, рейтинги известных онлайн-агентств и открытые опросы, проводящиеся среди будущих клиентов.
Сравнение динамики популярности запросов в Google Trends
Что хорошо продается в интернет-магазине: ТОП-5 лучших товарных групп
1. Обувь и одежда
Бессменными лидерами продаж являются обувь и одежда, особенно женские модели, а также продукция для детей и подростков. Коллекции обновляются ежегодно, многие вещи – быстро изнашиваются, поэтому в этой нише наблюдается спрос в любое время года. Важно обеспечить:
- разнообразие ассортимента: одежда для разных сезонов года, ситуаций (офисная, вечерняя повседневная, домашняя, иная), гендеров и возрастов. Для запуска дополнительных продаж ассортимент можно расширить аксессуарами – от ремней до клатчей;
- широкие размерные сетки. В ассортименте должны быть представлены модели для любого типа фигуры: наиболее востребованными являются одежда и обувь нестандартных размеров (маленькие и большие);
- отказ от переизбытка товаров. Для определения широко представленных позиций нужно проанализировать бренды и производителей, работающих на кыргызском рынке, предложения конкурентов и запросы аудитории. Например, доступно 10 интернет-магазинов по продаже кроссовок, но лишь 2 продавца реализуют модельные женские туфли. Во втором случае будет легче бороться с конкуренцией, а интернет-магазин сможет привлечь большой поток клиентов.
Необходимо формировать комплекты и товарные рекомендации, чтобы помочь клиентам собрать капсульные образы и выбирать модели, которые подходят для определенного типа фигуры, случая или бюджета. На первых порах лучше ориентироваться на более узкие ниши, например, продавать только обувь или одежду, чтобы протестировать спрос и определить перспективы масштабирования ассортимента. Если продавец будет реализовать модную продукцию, то необходимо внимательно относится к закупке товаров: то, что не получится сбыть в текущем сезоне, в следующем году придется продавать с высокими скидками из-за утраты актуальности.
Пример каталога с одеждой больших размеров: интернет-магазин SQ.kg
2. Косметические средства
Косметика – вторая по популярности товарная группа, запасы которой клиенты обновляют регулярно. В интернет-магазине можно продавать мужскую или детскую косметику, самая востребованная категория – продукция для женщин:
- средства для умывания и очищения кожи;
- декоративная косметика для нанесения макияжа;
- составы по уходу за кожей и волосами;
- лечебная косметика против угрей, пигментных пятен, раздражения кожи и других проблем;
- подарочные и тестовые наборы с миниатюрами;
- одноразовые маски и патчи под глаза.
В приоритете косметические средства корейских производителей – органические решения, находящиеся на пике моды. Товары стоит комбинировать, формируя мультикаталог, в котором будет представлена продукция для клиентов разного возраста и пола, что обеспечит расширение аудитории и даст клиентам возможность купить запас косметики для семьи в одном месте. В качестве дополняющих позиций стоит использовать одноразовые спонжи и ватные палочки, средства личной гигиены и для ухода за полостью рта, повязки для волос, зеркала для макияжа.
Пример товарных рекомендаций в карточках интернет-магазина Gina.kg
3. Продукты
Интернет-магазин продуктов способен приносить стабильную прибыль, которая будет повышаться по мере масштабирования ассортимента, работы рекламных инициатив и сарафанного радио. Интерес к продуктам с доставкой на дом только за последние 2 года вырос на 85%. Наиболее востребованы следующие виды продуктов:
- мясо, рыба, морепродукты, как глубокой заморозки, так и охлажденные;
- бакалея: мука, макаронные изделия, желатин, крупы (гречка, рис, овсянка), приправы, ароматизаторы, прочее;
- свежие овощи и фрукты;
- все виды консервов, колбас, твердого и плавленого сыра, копченостей;
- замороженные полуфабрикаты: котлеты, нагетсы, листовое тесто, манты, вареники, пельмени;
- готовые решения для здорового питания и веганов: мед, орехи, соя, злаковые батончики с сухофруктами;
- кофе, чай разных сортов в герметичных упаковках.
E-commerce-бизнес по продаже продуктов может быть успешным, но только при условии тщательного изучения конкурентной среды. В ходе составления ассортимента нужно выбирать товары, которые на рынке представлены в небольших количествах или способны соперничать с предложениями конкурентов, как по цене, так и по вопросам качества. Продукты требуют особых условий хранения: нужны склад с подходящими температурным режимом и уровнем влажности, продуманная логистика, надежные поставщики.
Ассортимент продуктов (с сортировкой по цене) в комбинированном каталоге Svetofor Food
4. Гаджеты и бытовая техника
Ниша отличается солидной конкуренцией: начинающему предпринимателю будет сложно занять лидирующие позиции, поэтому придется запустить мощную маркетинговую кампанию и подготовить выгоды для клиентов. В интернет-магазине можно продавать:
- крупную и мелкую бытовую технику: чайники, тостеры, мультиварки, посудомоечные машины, телевизоры, прочее;
- гаджеты и компьютеры: кнопочные телефоны и смартфоны, планшеты, ноутбуки, мониторы и системные блоки;
- аксессуары для всех видов техники: подставки, магнитные держатели, наушники, защитные пленки и стекла, чехлы. Эта товарная группа обеспечит дополнительные продажи и повышение среднего чека;
- комплектующие для ремонта техники, представляющие интерес для частных клиентов и мастеров, оказывающих соответствующие услуги.
Нужно создать ассортимент, в котором будут представлены товары, относящиеся к разным ценовым сегментам. Можно реализовать новую или бывшую в употреблении технику, рекомендуется сформировать раздел «Уценка» с товарами, характеристики или упаковка которых незначительно изменены, но без негативного влияния на функциональность. Придется внедрить возможность покупки техники в беспроцентную рассрочку или кредит, системы накопления бонусов и подарков к основным заказам, чтобы заслужить лояльность аудитории, запустить сарафанное радио и получить повторные обращения.
При сбыте техники предприниматель столкнется с потребностью в аренде большого склада, усложненной логистикой и дополнительными услугами, например, по установке программного обеспечения, подключению бойлеров или наклейке защитных пленок на экраны. Часть задач можно решать самостоятельно за счет привлечения профильного персонала, остальные – делегировать подрядчику, особенно если продажи осуществляются по всей стране, а не в 2-3 городах.
Бонусная программа в интернет-магазине техники sulpak.kg
5. Мебель для людей и домашних животных
Около 20% кыргызских клиентов предпочитают покупать мебель и предметы интерьера в режиме онлайн. В тренде – диваны и кресла, готовые гарнитуры и корпусные решения, позволяющие собрать обстановку из модульных элементов в едином стиле. Решая открыть интернет-магазин по продаже мебели, необходимо помнить о ряде правил:
- способы доставки. Перевозка габаритной мебели транспортными компаниями в другие города – затратное мероприятие, поэтому важно позаботиться об организации локальной доставки своим транспортом или с привлечением подрядчика;
- «легкая» мебель. Корпусная и раскладная уличная мебель, которую можно доставлять в разобранном виде в компактной упаковке, станет хорошим решением для новичков, не готовых своими силами обеспечивать логистику;
- дополнительные продажи. В сегменте реализации мебели существует два вида дополнительных продаж: услуги (адресная доставка с подъемом на этаж, грузчики, сборка на дому) и мелкие товары (пледы, подушки, интерьерные элементы, матрасы, прочее). Можно развивать оба направления, чтобы повышать средний чек и укреплять лояльность потребителей.
При ограниченном бюджете бизнес можно начать с малого – мебели для домашних животных. Ниша отличается менее высокой конкуренцией, если сравнивать со стандартной мебелью для обстановки домов и квартир, аудитория – узкая. В интернет-магазине можно реализовать лежаки для котов и собак, клетки для птиц, когтеточки, пуфики, подставки для мисок, лесенки и многое другое: продукция не требует особых условий доставки или хранения, а также солидных инвестиций в закупку первых партий.
Дополнительные услуги в интернет-магазине мебели: eurostyle.kg
На какие факторы обращать внимание, выбирая нишу для интернет-магазина
Популярные товары – не всегда лучшее решение: высокий спрос порождает солидную конкуренцию. Например, маленькому новому интернет-магазину техники сложно выдержать соперничество с лидерами рынка: нужны инвестиции в маркетинг, наращивание и укрепление репутационных факторов. Рекомендуется выбирать предложения со средним уровнем востребованности, чтобы получить следующие результаты:
- привлечение узкой аудитории, отличающейся стабильностью;
- возможность масштабировать бизнес и ассортимент постепенно, расширяя рынок сбыта и наращивая аудитории;
- совмещение нескольких ниш, чтобы повысить объемы продаж или выбрать наиболее жизнеспособную: косметика может соседствовать с приборами для домашнего ухода (лампы для маникюра, фены), бытовая техника – с посудой для кухни или запчастями для ремонта;
- сокращение уровня конкуренции;
- обеспечение экспертно и индивидуального подхода к клиентам.
Учитываются дополнительные затраты, зависящие от типа товаров:
- хранение и доставка. Одежду в упаковке или детские игрушки можно хранить как дома, так и на базе маленького склада. С габаритной бытовой техникой или скоропортящимися продуктами все сложнее: потребуется хорошо проветриваемый склад, дополненный необходимым оборудованием, например, системой кондиционирования или холодильниками. С доставкой ситуация складывается аналогично: транспортировку флакона духов или смартфона выполнить легче, чем LED телевизора или углового дивана;
- поставщики. При продаже одежды, обуви, мебели, игрушек стоит искать прямых региональных производителей, способных предложить доступные цены, изготовление по индивидуальным заказам и отгрузку любого количества продукции. Если интернет-магазин продает косметику, витамины или украшения, то ставка делается на крупные бренды, которыми клиенты доверяют: закупки осуществляются через оптовых поставщиков или дистрибьюторов.
Важно обращать внимание не только на популярность продукции, но и на ценообразование. Высокобюджетные товары принесут интернет-магазину несколько сделок с длительным циклом, низко- и сренебюджетные – постоянный сбыт и клиентов с высокой скоростью принятия решений (даже в условиях кризиса или нестабильности рынка).
Поиск ниши с учетом интересов предпринимателя
В заключение
Выбирая направление для интернет-магазина, отталкивайтесь от данных крупных аналитических агентств, исследуйте уровень спроса и конкуренцию в нише, общайтесь с потенциальными клиентами через опросники и социальные сети. На первых порах развивайте несколько направлений, комбинируя продукцию и внедряя небольшие партии новых товаров, чтобы определить позиции, представляющие интерес для целевой аудитории. Правильный ассортимент – первый шаг к успеху, дополнительно нужно предлагать бонусы для стимулирования активности аудитории (конкурсы в социальных сетях, партнерская программа, скидки), использовать платные и бесплатные рекламные инструменты, обеспечивать стабильное качество основных и дополнительных услуг.