Несмотря на то, что современный человек все больше отдает предпочтение гаджетам и старается заменить устаревшие предметы, окружающие его, на новые, все же некоторые устройства не перестают быть востребованными и нужными. И один из таких предметов — это наручные часы. Часы давно перестали быть просто устройством для определения времени, часы — это статус, показатель достатка и социальной принадлежности человека, символ роскоши. По статистике, 9 человек из 10 носят наручные часы. А большинство покупателей современной электроники признаются, что скучают по обычным наручным часам и время от времени откладывают в сторону свои фитнес-браслеты и надевают механические, кварцевые или гибридные часы. Исходя из всего этого, можно утверждать, что бизнес по продаже часов в интернете может принести хорошую прибыль его владельцу. Но чтобы грамотно выстроить все процессы и не прогореть на этом деле, необходимо следовать пошаговой инструкции.
Шаг 1. Изучить рынок и прямых конкурентов
Будущему предпринимателю стоит знать о том, что данная ниша считается высококонкурентной, поэтому проводить анализ конкурентов нужно обязательно. Новички в бизнесе часто игнорируют этот шаг, и этим самым допускают серьезную ошибку. Ведь чтобы быть уверенным в том, что бизнес будет успешным, нужно выстраивать определенные маркетинговые стратегии и производить некоторые расчеты. А чтобы делать подобные расчеты, необходимо знать, какой ассортимент часов преобладает на рынке, чем интересуются потребители, какие есть слабые и сильные стороны у соперников. Чтобы сделать клиентам уникальное торговое предложение, нужно сначала его создать. А чтобы его создать, придется изучить с десяток сайтов соперничающих брендов.
Для начала стоит проанализировать торговые оффлайн точки в той местности, где находится будущий владелец бизнеса. В каждом, даже небольшом городе, есть или магазин, где продаются часы, или небольшой отдел, в котором помимо часов продаются и другие товары. Так как владелец часового магазина вряд ли согласится раскрывать все подробности и секреты своего бизнеса, предпринимателю остается проанализировать лишь ассортимент прилавка и уровень цен. Но рано расслабляться: теперь нужно поискать конкурентов в интернете.
Чтобы найти тех, кто может составить конкуренцию предпринимателю, достаточно просто открыть любой поисковик, ввести нужную фразу, например, «заказать женские часы» и среди множества вариантов выбрать несколько подходящих сайтов. Подходящими сайтами будут считаться те ресурсы, на которых действительно представлен ассортимент часов, где указана актуальная информация о бизнесе и режиме работы интернет-магазина. Поскольку интернет-магазины могут осуществлять доставку заказов практически в любую точку мира, стоит выбирать для рассмотрения лишь те сайты, которые работают в одном и том же регионе. Если предприниматель планирует развозить посылки с часами клиентам по всему Кыргызстану, то для анализа конкурентов он не должен выбирать тех владельцев сайтов, которые осуществляют доставку в другие страны.
Шаг 2. Исследовать целевую аудиторию
Чтобы у владельца бизнеса было четкое и ясное понимание, что, кому и зачем он будет продавать, необходимы сведения о потенциальных клиентах. Нельзя просто взять любую попавшуюся фирму часов и начать ее перепродавать: это не принесет успеха. Чтобы клиенты интересовались продукцией и хотели ее приобрести, нужно узнать о покупателях чуть больше. Для этого проводят опросы и интервьюирования среди людей: возможно это будут случайные прохожие или знакомые бизнесмена, которые интересуются часами. Также можно устроить онлайн-опрос и разместить его в интернете в социальных сетях или на сайте у хорошего знакомого. Вопросы для ЦА лучше подготовить заранее, список может быть вот таким:
- Интересует ли вас покупка часов? Если да, то какие именно часы вы предпочитаете? (кварцевые, механические, гибридные)?
- Почему вы выбираете часы определенного типа?
- Обращаете ли вы внимание на фирму-производителя часов при покупке? Если да, то почему?
- Почему вы покупаете часы именно этой фирмы?
- Купите ли вы часы другого производителя?
- Что является для вас главным критерием при выборе часов?
- Что может вас подтолкнуть к покупке?
- Какие факторы могут повлиять на отказ от покупки?
- Есть ли у вас страхи, связанные с данной покупкой?
Также стоит знать, что часы носят люди разных статусов и поэтому сегментировать клиентов нужно с первых дней. Сегментов может быть много, но есть некоторые группы, которые уже сформировались за долгие годы. Маркетологи выявили несколько типичных сегментов покупателей часов:
- Обеспеченные и состоятельные люди. Таким не нужны подделки, они покупают только оригиналы по очень высокой стоимости. Для них главное — роскошь и статус. Чтобы продавать товар таким людям, нужно быть владельцем часового завода, в других случаях это невыгодно.
- Покупатели, которые хотят казаться состоятельными. Такие, обычно, приобретают реплики. Но реплики тоже могут быть качественным продуктом. Поэтому данные сегмент уже можно рассматривать как целевой.
- Спортсмены и активные граждане. Те, кто привык много ходить, бегать, гулять, проводить время на улице, интересуются удобными и практичными моделями. такие покупатели ищут часы с шагомерами, таймерами, измерителями пульса и калорий.
- Молодые люди, которые интересуются современными гаджетами. Для таких покупателей важна многофункциональность: чтобы часы могли стать и календарем, и телефоном, и банковской картой.
- Женщины 22-55 лет, которые ищут интересные модели наручных часов для себя или обустраивают жилище и присматривают настенные часы для кухни, зала или спальни.
Шаг 3. Сформировать ассортимент
Когда предприниматель определится с целевой аудиторией, ему будет проще понять, какой ассортимент товаров будет представлен в его интернет-магазине. Помимо наручных часов стоит добавить на онлайн-витрину и настенные часы. На старте бизнеса можно попробовать сразу несколько направлений, чтобы оценить спрос в действительности и спрогнозировать дальнейшие действия. Так, рекомендуется закупить классические модели механических часов для женщин, мужчин и детей, смарт-часы и фитнес-браслеты. Также можно внести разнообразие и добавить ремешки для часов, специальные батарейки и средства для ухода. Так как многие покупатели приобретают часы для того, чтобы подарить их близким, стоит предусмотреть это и дать клиентам возможность приобрести в интернет-магазине подарочную упаковку и прочую атрибутику: коробки, пакеты, мешочки, открытки.
Шаг 4. Составить бизнес-план
Чтобы развитие бизнеса шло определенным чередом и никакие форс-мажоры не омрачали предпринимателя, стоит позаботиться о составлении бизнес-плана. Бизнес-план может быть выполнен как в творческом, нестандартном виде, так и в классическом. Классический вариант подразумевает тот формат, в котором содержатся определенные разделы, графики, приложения, исследования и расчеты. Если бизнесмен намерен в будущем заручиться поддержкой партнеров, открыть дополнительные направления или взять кредит для бизнеса, то без классического бизнес-плана ему не обойтись.
Вот какие разделы должен содержать стандартный бизнес-план, который можно показывать партнерам, кредиторам и инвесторам:
- резюме проекта;
- описание компании и отрасли;
- описание товаров и услуг;
- маркетинговая стратегия и предварительный расчет продаж;
- план производства;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка эффективности проекта;
- гарантии и риски;
- приложения.
Шаг 5. Зарегистрировать деятельность
Чтобы официально начать вести коммерческую деятельность на территории Кыргызстана, гражданину нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или оформить ОсОО и стать юридическим лицом. Общество с ограниченной ответственностью (ОсОО) обычно регистрируется в тех случаях, когда учредителей несколько. Тогда потребуется присутствие в органах Юстиции всех соучредителей и, соответственно, их заявление и документы. Регистрация ИП проходит быстрее, чем регистрация ОсОО. Налоговый режим предприниматель может выбрать сам и сумма налогов в вариантах ИП и ОсОО ен сильно отличается. После регистрации в Органах Юстиции предприниматель должен зарегистрироваться в местных налоговых органах, а затем и в органах статистики. Только после прохождения всех этих инстанций бизнесмен может начать продавать товар. Поэтому не стоит тянуть с регистрацией ИП, лучше заняться этим вопросом как можно раньше, особенно, если человек не является резидентом Кыргызстана.
Шаг 6. Найти поставщиков и приобрести товар
Заключать договора о сотрудничестве на поставку часов можно с производителями, с посредниками и даже дропшипперами. Фабрики, на которых производятся часы, довольно редко отгружают небольшие партии товара, так как такой вид сотрудничества для них невыгоден. Поэтому для новичков предпочтительнее будет заключить договор с посредником или дропшиппером. Или — и с тем, и с другим. На самом деле, это хорошо, когда поставщиков 2 и более. Во-первых, это обеспечивает разнообразие ассортимента в интернет-магазине. А во-вторых, такой подход позволяет предпринимателю получить некую страховку и избежать неприятных последствий в такой ситуации, когда какой-либо поставщик не привез вовремя товар, или товар оказался бракованным, некачественным. Вот на каких ресурсах можно найти контакты поставщиков, занимающихся продажей часов и сопутствующих товаров:
- optlist.ru;
- qoovee.com;
- optomus.ru/bishkek/chas;
- yopt.org;
- tao.kg;
- optsbyt.ru/suppliers/kirgiziya.
Шаг 7. Разработать сайт
Создать интернет-магазин можно с помощью программистов, веб-мастеров или специальных веб-агентств, студий. Но стоит быть готовы к тому, что разработка самописного сайта с нуля обойдется недешево. А потом еще придется платить деньги отдельному специалисту за то, чтобы он подключил к сайту платежные системы и другие дополнения. Ждать готовой работы нужно примерно 2-3 месяца. Если предприниматель не готов к такому длительному ожиданию, можно попробовать другой вариант и создать сайт на платформе, например, в inSales. Подобные сервисы предоставляют готовый движок для интернет-магазина, а также тематические шаблоны для любого вида бизнеса. Настроить такой интернет-магазин можно всего за пару часов. К тому же, на сервисе inSales есть бесплатный тестовый период, с помощью которого бизнесмен может попробовать такой вариант сайта, оценить возможности платформы и выбрать наиболее подходящий ему тариф.
Особых знаний и навыков для создания интернет-магазина на движке или конструкторе не требуется. Однако, предпринимателю могут потребоваться услуги дизайнера, который нарисует необходимые элементы, шаблоны. Эти готовые дизайны обычно используются и на других ресурсах: в оформлении постов для соцсетей и мессенджеров, для создания прехедеров и баннеров в почтовой рассылке, для печати визиток и рекламной продукции, для упаковки заказов. Услуги дизайнеров лучше искать на биржах фриланса и в тематических группах: есть шанс найти действительно талантливого, начинающего специалиста.
Шаг 8. Продумать варианты доставки заказов
Первые заказы обычно самые сложные в исполнении для предпринимателя, ведь система только начинает обкатываться. И нужно время для того, чтобы понять, как сделать так, чтобы было хорошо всем: чтобы и покупатель остался доволен быстрой доставкой, и предприниматель грамотно распределил финансы и не разорился на услугах логистики и транспортировки. Возможно, в будущем, владелец интернет-магазина решит нанять курьера в штат или водителя, чтобы максимально быстро доставлять посылки. Ведь рано или поздно быстрая доставка в течение нескольких часов перестанет быть чем-то нереальным и особенным, это будет нормой. Уже сейчас потребители не готовы ждать 1-2 недели, чтобы получить заказ, часто выигрывает тот предприниматель, который готов привезти товар раньше всех. И даже. если его продукция дороже, клиент все равно выберет его, если для него важна срочность. Поэтому стоит каждый раз записывать траты на топливо, транспорт и стараться оптимизировать эти расходы.
Шаг 9. Заняться продвижением ресурса
Сайту для полноценной работы требуются посетители. Чтобы сайт конвертировал и приносил хороший доход, необходимо наличие УТП на ресурсе и присутствие целевой аудитории. Нет смысла вкладываться в продвижение, если в интернет-магазин будут заходить холодные клиенты, которые не особо заинтересованы в покупке часов. Поэтому лучше на первых этапах обратиться к специалистам по рекламе. Да, за это придется заплатить определенную сумму, но это того стоит. Без рекламы сайт вряд ли получит хороший трафик, и даже органические методы продвижения не будут эффективны в этом случае.
Чтобы интернет-магазин часов не разочаровал своего владельца в первые же месяцы стоит использовать все доступные способы продвижения: и платные, и бесплатные. Из платных методов самыми действующими и рабочими считаются контекстная реклама и SEO-продвижение. Но не стоит забывать и о другом: продвижение в социальных сетях, ведение мессенджеров и постоянное взаимодействие с клиентами, контент-маркетинг, email-маркетинг, позиционирование бренда на рынке, максимальное присутствие компании в медиапространстве и участие в различных городских оффлайн мероприятиях в качестве спонсора. Реклама у блогеров, работа по бартеру с лидерами мнений тоже весьма актуальна сейчас и приносит неплохие результаты. Только комплексное продвижение в сочетании с платными и бесплатными методами способно принести хорошие результаты и обеспечить предпринимателю высокой, стабильный заработок.
Коротко о главном
В среднем, открытие интернет-магазина по продаже часов в Кыргызстане обойдется предпринимателю примерно в 700 тысяч сомов, и это еще не предел суммы. В зависимости от того, насколько дорогие часы будет закупать бизнесмен, и зависит итоговая сумма необходимых вложений. Согласно статистике, окупаемость такого проекта наступит через 1-1, года, но это неплохие данные для старта. При этом учитывается, что наценка на товар будет небольшой, всего 65%. В таком случае покупатели действительно могут «клюнуть» на привлекательную цену и после получения посылки оценить качество товара.
Если потребителей устроит и сервис, и скорость доставки, и соотношение цены-качества часов, то велика вероятность того, что клиенты будут рекомендовать знакомым, друзьям и коллегам этот интернет-магазин. Именно так и нарабатывается хорошая репутация и об этом тоже нужно думать с самого начала: разрабатывать программы лояльности для постоянных клиентов, устраивать скидки и акции в праздничные дни, дать возможность покупателям выбрать подарок за заказ на крупную сумму. Все это делается и для того, чтобы удерживать клиентов, так как работа с уже действующими покупателями гораздо выгоднее и эффективнее для бизнеса, чем привлечение новых.